За последние 12 лет в Ксаверовке, что на Киевщине, под колесами автомобилей погибло 92 человека.
В селе всего две тысячи жителей. Три километра трассы Киев–Одесса, которая проходит через Ксаверовку, здесь называют "мясорубкой". Потому что если не родственник, то хороший знакомый погиб у каждого. Уже в этом году на трассе погибли четверо.
Ксаверовка — в 55 километрах к югу от столицы. Село, как ножом, разрезано пополам автомагистралью. Чтобы попасть, например, с центральной площади в школу, нужно пересечь 30-?метровое шоссе. Машины летят по нему со скоростью, вдвое превышающей разрешенные 60 километров в час.
— Когда слышишь об очередном несчастье, каждый раз думаешь — кто следующий? Может, я. Или, не дай Боже, мой ребенок, — рассказывает "ГПУ" секретарь Ксаверовского сельсовета Раиса Коваленко, 44 года. — Там, — показывает рукой в сторону шоссе, — мой дом. Ежедневно перехожу дорогу четыре раза. Боюсь, словами не передать! А каково детям?
А детей в Ксаверовке каждое утро ведут в школу за руку. После уроков у здешних учителей дополнительные обязанности: они переводят своих учеников через дорогу.
Если не родственник, то хороший знакомый погиб у каждого
— Здесь погибли 55-?летний Николай Ткаченко и 14-?летняя Юля Олийнык, — секретарь сельсовета подводит нас к телеграфному столбу. На нем привязаны два новеньких поминальных венка. Черные ленты трепещут от сильного ветра, который поднимают проезжающие машины. — Девочку сбили, когда она шла на день рождения к подруге. Было лето, смеркалось. Иномарка мчалась со скоростью больше ста километров. Родителям косы пришлось собирать по дороге.
Юлины родственники не судились с убийцей дочери.
— Как-то они смирились, — вспоминают Раиса Коваленко и родственница погибшего ребенка Валентина Дубовик, 29 лет. — Он потом, кажется, приезжал. Играет где-то в футбольной команде.
— За все время ни одного водителя не посадили, — вступает в разговор председатель сельсовета Ксаверовки Владимир Дубовик, 48 лет. — Из-за отсутствия доказательств.
За все время ни одного водителя не посадили
— Все куплено, — добавляют женщины и вспоминают историю 19?-летнего Сергея, родного брата Валентины Дубовик. Три года назад он погиб под колесами белоцерковской маршрутки. — Водитель даже не хотел остановиться, посмотреть, кого сбил. Будто бы — собака. Если бы не пассажиры? Мы знаем даже его имя — Валентин Блащик. Он попал под амнистию, освободили в зале суда. Когда Юлю сбили, подбросили очки. Мол, у нас погибают одни слепые и пьяницы.
Стоим с селянами у дороги. Раиса Коваленко пересказывает грустную летопись Ксаверовки:
— Вон там, через дорогу, живет дед. Он поднимал троих внуков, потому что дочь умерла от рака. Одного из них, 21-?летнего Сашу, сбила машина. Такой был умный, не гулящий. Две недели назад, 6 октября, не стало 68?-летнего Владимира Бачинского. 8 сентября — Валерия Олефира. Олефиры живут на Красногвардейской, — Валентина показывает в направлении Киева, где начинается село, — сиротами остались двое детей.
Зашли к Нине Олефир, 41?-летней вдове Валерия. Женщина в черном платке приглашает в дом, где они с сестрой и дочерьми готовят еду на поминки.
— Сорок дней мужу, — плачет Нина. — Ждали домой с работы. Пришли милиционеры, сказали детям, чтобы шли, собирали отца по дороге. Его сбили, а фуры гонят, не останавливаются. Дети все видели.
13?-летняя Катя и 16-?летняя Светлана сидят рядом с матерью. Молчат, прячут слезы.
— Это все вонючее государство, — бурно возмущается ксаверовец Михаил, 47 лет. — Дорогу построили, а о безопасности кто подумает? Шоссе в селе не освещается, встречные полосы никак не разделены, подземный переход — один?-единственный на все село.
Милиционеры сказали детям, чтобы шли, собирали отца по дороге
В прошлую субботу жители Ксаверовки на 10 минут заблокировали трассу из Киева в Одессу. Требовали установить фонари. Да еще обязательно — "отбойник", то есть заграждение посередине дороги. Возле него пешеход, который уже преодолел половину шоссе, сможет переждать поток машин с другой стороны. Говорят, что будут перекрывать автомагистраль опять. И каждый раз на дольше, пока их не услышат.
По словам председателя сельсовета, четыре метра стальных труб для "отбойника" стоят 250 грн. Столько же нужно на их установку. Следовательно, на безопасность для жителей Ксаверовки нужно 400 тыс. грн. Но этих денег нет ни в сельсовете, ни в Васильковском районе, ни в Киевской области.
— Мы не можем поставить в селе патрульную машину ГАИ, потому что это ведомство нам не подчиняется. Да и реформируют его как-то непонятно, — объясняет заместитель главы Васильковской райгосадминистрации 45?-летний Анатолий Совгир. — В нашем районе люди погибают не только на ксаверовском участке Одесской трассы. Есть еще Митница, Соколовка, Калиновка. И еще много таких сел по Украине. Нужно закладывать деньги в государственном бюджете, делать наши трассы безопасными, — пожаловался чиновник и напоследок вспомнил:
— Вот я был в Польше. Какие же там дороги.
"Укравтодор" удивляется
"Почему вы все этим селом интересуетесь? — удивлялся вопросу "ГПУ" руководитель пресс?службы "Укравтодора" Александр Ромасюк, 41 год. — В Украине мест, где постоянно случаются аварии, свыше 700. В Ксаверовке стояли металлические сетки, которые препятствовали людям выходить на проезжую часть шоссе. Но местные жители растащили их себе на ворота".
В "Укравтодоре" соглашаются, что "отбойники", переходы и фонари на дорогах должны устанавливать именно они. "И мы это делаем. До конца года установим средств безопасности на трассах государственного значения на 200 миллионов гривен", — заверяет Ромасюк.
Но Ксаверовке не повезло — очередь до нее дойдет еще не скоро. В "Укравтодоре" говорят, что на ближайшие два года средства на строительство новых переходов или "отбойников" в селах Киевской области, расположенных по трассе Киев—Одесса, не будут выделяться. "Нужно предусмотреть эти расходы в бюджете государства", — объясняет Александр Ромасюк.
Между тем с начала года в трех районах Киевщины, через которые проходит Одесская трасса, под колесами погибли уже 58 человек, еще 181 человек травмирован.
Комментарии