44 миллиона долларов должны заплатить шведский концерн "Вольво" и украинская компания "Викинг моторз", которая восемь лет назад была официальным продавцом этой марки авто, 40-летнему крымчанину Сергею Коваленко. Такое решение после почти пяти лет рассмотрения дела вынес недавно Железнодорожный районный суд города Симферополя.
Летом в 1998 году Коваленко попал в аварию на автомобиле "Вольво С70" на дороге "Каховка–Симферополь–Октябрьское–Садовое".
— Я возвращался от своего друга, — рассказывает Коваленко. — Проехал километра три, как вдруг на дорогу между населенными пунктами выскочила большая собака. Я начал резко тормозить. Дорога после дождя была скользкой, машину понесло на обочину. Я вырулил, но выехал на трассу уже под углом. Машина стала неуправляемой. Я вылетел с дороги и ударился в дерево. Авто перевернуло на крышу, и я еще метров шестьдесят "равнял" местность, — иронически вспоминает Сергей.
44 миллиона долларов должен заплатить шведский концерн Коваленко
Четыре месяца он лежал в реанимации с закрытой черепно-мозговой травмой, переломами ребер, смещением грудины и тому подобное. Медики удивлялись, что вообще выжил. Сейчас время от времени мужчина лечится в отделении нейрохирургии. Он стал инвалидом второй группы.
Автомобиль с системой безопасности Сергей решил купить на свое 33-летие. По его заказу компания "Викинг моторз" впервые привезла в Украину со Швеции "Вольво С70". За авто мужчина заплатил $69 тыс. Эту марку широко рекламировали как одну из самых безопасных. Авто было оборудовано системой подушек безопасности. Однако 20 июня 1998 года они не сработали.
До аварии Сергей Коваленко занимал высокие должности во власти Крыма. В частности, возглавлял экономическое управление крымского правительства. Занимался бизнесом. Оптовая продажа продуктов питания и алкогольных напитков давала достаточно большую выгоду. Как доктор экономических наук, специализирующийся на теневой экономике и конверсии предприятий, предоставлял недешевые консультации.
После аварии жизнь Сергея Коваленко резко изменилась. От него ушла жена, забрав с собой ребенка.
— Она сказала, что со мной нет больше смысла жить. Во-первых, инвалид. Во-вторых, неизвестно, какое будущее. Однако я ее не осуждаю — Бог осудит, и он же простит, — улыбается Коваленко.
За все неурядицы, вызванные аварией, он требовал от "Вольво" $70 млн. Симферопольский суд частично удовлетворил иск. Коваленко уверен, что возможность заплатить у концерна есть.
От него ушла жена, забрав с собой ребенка
— Бедным и слабым в таких процессах нечего делать. Мне друзья помогают жить и судиться, — говорит Сергей Коваленко.
Однако шведы занимают иную позицию. Решения украинских судов не являются обязательными для выполнения в Швеции. Коваленко рассказывает также, что на завершающей стадии судебного процесса представители "Вольво" вели себя по-хамски, угрожали. Обещали закрыть для него двери в страны Евросоюза.
Однако он намеревается и в дальнейшем добиваться справедливости, в частности, и в европейских судебных инстанциях.
В компании "Викинг моторз" "ГПУ" сказали, что не отвечают за подушки безопасности. На то время в Украине требовали сертифицировать только сам автомобиль.
— Вообще, сумма иска беспрецедентна даже для мировых корпораций. Для Украины она абсурдна, — говорит генеральный директор "Викинг моторз" Татьяна Супрун, 32 года. В процессе "Коваленко против "Вольво" она видит много моментов, которые компания будет опротестовывать во всех возможных судах.
В центральном офисе "Вольво корпорейшн" в Гетеборге (Швеция) "ГПУ" сказали, что о решении украинского суда им сообщили устно, и они ожидают письменное подтверждение.
— Подушки безопасности были рабочие, — утверждает 58-летний сотрудник пресс-службы концерна Кристер Густаффсон. — Они срабатывают при лобовом столкновении, а в случае Коваленко машина перевернулась на крышу.
Комментарии