В среду в 16.39 загорелась столичная станция метро Осокорки. На потолке посреди станции замкнуло проводку под пластиковыми лампами. Они загорелись, на пол посыпались пылающие куски пластика. В это время на станции остановились два поезда.
- Тот, который ехал в сторону центра, прекратил высадку пассажиров и мгновенно стартонул. Второй стоял долго. В вагоне, рядом с огнем, началась паника, - рассказывает киевлянин 32-летний Андрей Русанов.
Киевлянин Денис Прокопюк, 25 лет, в вагоне метро был в 16.48.
- Остановились на Славутиче, все в дыму, ничего не видно, - рассказывает. - Двери открыли и тут же закрыли, поехали. Дальше дыма было еще больше, воняло жженой пластмассой. Пассажиры начали кашлять. Машинист что-то пробормотал уверенным голосом, я не расслышал, что именно, но все начали ложиться на пол. Я тоже лег. На Осокорках все горело ярким пламенем, дышать было невозможно. Ту станцию проехали без остановки.
Денис вышел на Позняках.
- Машинист вез нас в центр огня, хотя мог высадить на предыдущей станции. Все было в дыму и огне, я думала - сгорим заживо. Горло до сих пор перит от дыма, - говорит 41-летняя киевлянка. Называться не хочет.
В 17.15 вход на соседние станции метро Позняки и Славутич закрыли. 40-летняя Светлана Чернишук спускалась в метро на Позняках. Она здесь работает, а живет на Печерске.
- Из метро шел дым. Люди вылетали в панике, с перепуганными лицами, - говорит Светлана. - Шла мама с ребенком. У женщины началась истерика, она кричала, разбрасывала людей. На улице толкотня, маршрутки переполнены.
- Станции Осокорки, Славутич, Позняки закрыты на длительное время, - объявляет в громкоговоритель дежурная на метро Выдубичи в среду в 18.30.
Озадаченные пассажиры медленно выходят на улицу.
- Мужчина, вы не подскажете, как добраться до Осокорков? Блин, никто ничего не знает, - говорит высокая женщина лет 50 мужчине в зеленой куртке. Они выходят из подземного перехода. Женщина держит пакет с продуктами.
- Я вас выведу, следуйте за мной, - невысокая полная женщина в оранжевом жилете расталкивает толпу. Около каждого из выходов на автобусных остановках человек 50. Женщина подходит к микроавтобусу, заглядывает в пустой салон. Просит водителя довезти до Осокорков.
- Да я заказан, - отвечает он.
- Мужчина, мы вам заплатим, вывезите нас на Харьковскую, - просит одна из пассажирок.
- Ищите под мостом 220-й автобус. Только он редко ходит, - водитель маршрутки закрывает двери.
Маршрутки едут не останавливаясь. Такси нет.
- Решила до Осокорков идти пешком. Ничего, главное - все живы здоровы, - говорит Ирина Соколова, 46 лет. Проезжающая мимо фура поднимает столб пыли. Ирина плюется. - Придется все вещи постирать.
По мосту идем 40 мин.
В 19.40 возле станции Осокорки стоят милицейские машины. В первом вестибюле метро вход заставлен металлическими мусорными баками.
- Это запасной выход. Через него будут выносить пепел, стекло и сгоревшие части декораций, - говорит дежурный милиционер.
На другом выходе в ряд стоят шестеро милиционеров. На станцию не пускают. Оттуда выходит Виталий Пшеничный, 55 лет, начальник главного управления чрезвычайных ситуаций столичной горадминистрации.
- Выгорела световая линия над платформой. Никто не пострадал. Горноспасательная служба замеряла содержание вредных веществ в воздухе - в вестибюлях и тоннелях. Все в пределах нормы. Ночью установят новое временное освещение, стены побелят известью, - говорит чиновник.
Причины пожара расследует спецкомиссия МЧС. 23 февраля работа Сырецко-печерской ветки метро остановилась на 3 час. Метрополитеновцы объясняли это перебоями с электричеством. Киевляне же говорили, что Осокорки подтопило талой водой.
- Станция сухая, гидроизоляция в нормальном состоянии, - заверяет Виталий Пшеничный.
У выхода из метро три женщины торгуют орехами, курятиной, овощами.
- Паники не было. Люди выходили размеренно. Правда, рот закрывали шарфами. Через 5 минут приехали пожарные, потом "скорая", милиция. Из подземного перехода дымило. Люди у нас невежды, инстинкта самосохранения совсем нет: видят, что валит дым, а все равно прутся, потому что им, видите ли, нужно ехать, - говорит Татьяна Колесник, 57 лет.
На остановке обсуждают пожар. Говорят, поезда уже пускают до конечной станции. Но на Осокорках поезд не останавливается.
- Я только что проезжала со Славутича до Позняков. В вагоне невозможно дышать. Такая гарь, дым. Там темно, но станцию рассмотреть можно. Лампочки, как свечки. Я так поняла, все на генераторах работает. На платформе милиция, пожарники. Они ходят в резиновых сапогах, пены полно, - рассказывает 35-летняя Валентина. Работает на Позняках.
Утром в четверг движение в метро возобновили. В тоннеле и на станции Осокорки чувствуется едкий запах жженой пластмассы. Свет слабый. Часть потолка побелена. Полплатформы заградили зеленым деревянным забором. Пассажиры в вагоне кашляют и закрываются рукавами и платками.
- Пожар на Осокорках показал, что работники метрополитена не могут вовремя и точно информировать пассажиров о том, что происходит и как действовать, - комментирует 34-летний Алексей Панченко, эксперт Первой рейтинговой системы. - Последние аварии свидетельствуют, что состояние транспортной инфраструктуры столицы близко к критическому. Из-за аварии в метро образовались огромные заторы на дорогах. Если бы это случилось утром - городской экономике был бы нанесен ущерб на десятки миллионов. Еще один вывод: разные виды транспорта Киева - метрополитен, железная дорога, уличный - не работают как единая система. Не могут продублировать друг друга в случае серьезных аварий. А метрополитен - это не просто главная, а жизненно важная транспортная система столицы - наравне с отоплением и скорой помощью. Поэтому поддерживать его в безаварийном состоянии является вопросом национальной безопасности Украины.
Комментарии
37