В столичном Доме кино организовали премьеру российской ленты "Царь". Некоторые зрители не выдерживали двухчасового фильма про Ивана Грозного и выходили после очередной сцены жестокости.
В России фильм вызвал дискуссию. Специалисты отозвались положительно, а церковники и историки обвинили режиссера Павла Лунгина в "большой лжи", "лобовой атаке на христианство", "подрыве российской государственности". Главный редактор православного журнала "Первый и Последний" Вячеслав Манягин в открытом письме президенту Дмитрию Медведеву потребовал изъять ленту с проката - "наравне с порнографией".
Еще в 1944-ом Сергей Эйзенштейн по заказу Кремля снял трехсерийную ленту "Иван Грозный". В прокат вышла только первая серия. Сталин посмотрел вторую часть и запретил ее. Слишком очевидна была ассоциация опричнины с тогдашним режимом. Отснятый материал для третьей серии уничтожили.
Лунгин рискнул дополнить Эйзенштейна и по сути сделал фильм-манифест антипутинского движения. Символы в ленте слишком выразительны: медведь растерзал блаженную девочку с иконой.
Актер Петр Мамонов, бывший шоумен, а теперь набожный христианин, играя царя-самодура, выразил всю суть московского самодержавия. Его Иван Грозный патологически жестокий. Он готовится встретить конец света в Опричном дворце без окон. В его дворе - арена, где людей травят медведями. Когда звери раздирают жертву, царь торжествует: нет тела - нечему и воскресать. Как тут не вспомнить сталинское: нет человека - нет проблемы. И таких параллелей немало. Традиция уничтожать ближайших соратников, заставляя их взять на себя чужую вину, - изобретение не Сталина, и не Берии, а Ивана Грозного и его Малюты Скуратова. Как и постоянный поиск "предателей".
В российское искусство возвращается эзопов язык. "Колизей" с воеводами, брошенными в лапы медведя, допросы и казни предателей - все это скрытые намеки "для посвященных": у русских в голове - царь, а не Бог. Наконец, русские сняли фильм, который больше ожидали украинцы, затравленные ура-патриотическим кино наших соседей. Но почему такую ленту не сделали у нас? Почему наши фильмы о Коновальце, Мазепе, Бандере и гетманах несут лубком? Наверное, потому, что у нас до сих пор в голове - ни царя, ни Бога.
Комментарии