Ексклюзивы
понедельник, 21 января 2013 13:00

В спектакле о Станиславском сыграли Хабенский, Райкин, Табаков

В спектакле о Станиславском сыграли Хабенский, Райкин, Табаков
Фото: ИТАР-ТАСС

Театральная общественность празднует 150-летие со дня рождения одного из основателей МХТ, автора самой известной в мире "системы" подготовки актеров.

Конечно же, главные мероприятия, связанные с именем и деятельностью великого театрального реформатора, прошли в Москве, где он родился, жил и работал. В созданном им театре была организована международная конференция "Станиславский и мировой театр", которой предшествовал показанный на прославленной сцене всего один раз спектакль "Вне системы".

Пьесу современного российского драматурга Михаила Дурненкова, основанную исключительно на исторических документах, поставил Кирилл Серебрянников. Как он сам выразился о сделанном всего за несколько дней хэппенинге, это своего рода "мандала", которая, появившись в результате кропотливого медитативного труда, обречена на скорое исчезновение.

Собственно, спектакль, в котором речь идет об отношениях Станиславского (и отношении к нему) со своими современниками, рассказывает о том, каких неимоверных жертв требует служение искусству, о том, как сложно в этом мире быть идеалистом. Как трудно здесь, где все подвержено распаду, тлену, пытаться сохранить хрупкий цветок зародившейся веры в прекрасное, доброе и вечное. Как трудно содержать в чистоте Храм, коим, вслед за другим великим русским и украинским актером Михаилом Щепкиным, и представлялся Станиславскому театр. Как трудно не свернуть с избранного пути, сохранить способность всегда слышать голос совести, когда его начинает заглушать голос плоти.

Серебрянников собрал на сцене воистину звездный состав. От имени британского театрального реформатора Гордона Крэга, коллеги и оппонента Станиславского, выступил английский режиссер Деклан Доннеллан. Роль Немировича-Данченко, соратника юбиляра, с коим он был в непростых творческо-человеческих отношениях, примеряли на себя драматург и режиссер Михаил Угаров, актер Константин Хабенский и театральный критик, шекспировед Алексей Бартошевич. Евгений Миронов выступил от имени Михаила Чехова, который, оставив МХТ, после октябрьского переворота эмигрировал в США, где и заложил основы новой актерской школы, коей и славится нынче Голливуд. Константин Райкин озвучил мнение о МХТ и его основателе Соломона Михоэлса, в театре которого, к слову, последние месяцы своей жизни работал реформатор украинской сцены Лесь Курбас.

Дразнящая своим красным нарядом и балетной хрупкостью Илзе Лиепа читала письма Станиславского к вскружившей голову не ему одному Айседоре Дункан. К роли же актрисы МХТ Лилиной, жены гения русской сцены, примерялась Полина Медведева, по контрасту одетая в черное платье. Сам же Серебрянников, снискавший славу едва ли не самого главного авангардного московского режиссера последнего десятилетия, взял себе роль великого театрального революционера Всеволода Мейерхольда. Правда, униженного, растоптанного в чекистских застенках основателя биомеханики безмолвно изображал наш земляк Клим.

Что же касается самого Константина Сергеевича, то исполнителя на его роль ни в стенах МХТ, ни в других театрах, режиссер спектакля "Вне системы" не нашел. В конце действа мысли корифея озвучил нынешний худрук МХТ Олег Табаков, сидящий в небольшой белой будке, которая неожиданно появилась из-под сцены (острые языки тут же сравнили будку с театральной кассой, прозрачно намекая на излишнюю коммерциализацию Художественного театра).

На протяжении же всего действия текст, принадлежащий юбиляру, с экрана читал мхатовский актер Анатолий Белый. Что послужило поводом для вопроса с подковыркой: а можно ли в стенах нынешнего МХТ найти дух самого Станиславского, или здесь только сохранилось множество его визуальных изображений? Впрочем, ответ на ехидную эту реплику очевиден: пока в театре будет служить хоть один неравнодушный к людям и к искусству человек, там будет витать дух основателя целого направления в сценическом искусстве, – так называемого, психологического театра.

Среди участников праздничных мероприятий были и украинские театральные деятели.

Михаил Резникович, худрук Театра русской драмы имени Леси Украинки:

"Замечательно, что такой фестиваль происходит. Примечательно, что каждый вечер по телеканалу Москва идет программа Анатолия Смелянского о Станиславского, благодаря которой я для себя узнал достаточно много нового о Константине Сергеевиче – о его наивности, о его благородстве, о его душевной щедрости. Чего стоит только один факт: в 1928 году, в дни юбилея МХТ, когда в зале было все советское правительство во главе со Сталиным, он смог поднять весь зал для того, чтобы почтить память дореволюционного фабриканта Саввы Морозова, который финансово подержал создание Художественно Общедоступного театра в 1898 году".

Владислав Троицкий, худрук Центру сучасного мистецтва "ДАХ":

"Я с удовольствием посмотрел перфоменс Среберянникова по прелестной композиции Дурненкова "Вне системы". Здорово, что на сцену вышли столь яркие фигуры современного русского театра, благодаря чему, как и благодаря режиссуре Серебрянникова, за всем действием было интересно смотреть. Вообще, это чествование Станиславского выгодно отличает Россию от Украины. И не только своим героем и теми, кто о нем рассказывал – герои есть и у нас, – а, прежде всего тем, что россияне свою историю, свои мифы лелеют, превращая их в достаточно яркое и амбициозное событие. У нас же ничего подобного нет. Наши герои никому не нужны, они не ценятся и находятся в маргинальной зоне. Наши корифеи, Лесь Курбас, увы, пребывают лишь в поле интересов горстки театроведов".

Клим:

"Если говорить о влиянии Станиславского на украинское театральное искусство, то, на мой взгляд, в Украине был один подлинный представитель направления, созданного Константином Сергеевичем – это Владимир Оглоблин. У этого режиссера, на мой взгляд, было самое глубокое понимание разрабатываемого основателем МХТ принципа магического реализма. Самое главное, что дал Станиславский театральному миру, – это идея театра-дома. Можно работать в разных стилях, в разной эстетике, но всех нас должна объединять этика, которую Станиславский принес в мир театра. Что касается его методики воспитания актера, то мне трудно сказать, как она применятся в нынешнем театре, но смело можно утверждать, что она очень пригодилась в современном мировом кинематографе".

Сейчас вы читаете новость «В спектакле о Станиславском сыграли Хабенский, Райкин, Табаков». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі